инопланетяне воруют на Земле детей, чтобы вырастить из одного из них своего Императора... дать ему исполинскую силу и жестокую мощь... ведь люди - самые совершенные и смертоносные существа во Вселенной... Это глубоко философская и символическая мысль... _Глубина-глубина, я не твой..._ Я посмотрел на Императора, оценивая противника. Понять что-либо пока было трудно - я не знал скорости его движений в боевой обстановке, не знал, какое оружие он станет применять. Но даже в неспешном движении нарисованного персонажа была некая хищная грация, и она мне не нравилась. - Цель игры - не простое убийство лидера врагов. Игрок должен понять, который в каждом враге это он уничтожает самостоятельно, непосредственно, отца, брата, сына, друга. Таким образом, "Лабиринт" не пропагандирует насилие и ксенофобию, напротив, относительно противоположного... Сложно все-таки слушать иностранца через программу-переводчик. deep Ввод. - И мы доказали комиссии Конгресса, что не являемся проповедниками насилия и жестокости... - Голос Крейзи становится слишком уж нервным. Император упорно идет в нашу сторону, идет своим прогулочным шагом, не обращая на новых визитеров никакого внимания. К счастью, они его замечают... Трое из команды слаженно становятся на колени, наводя на Императора стволы ракетометов. Над их головами вскидывается остальное оружие... кое-что мне знакомо, но некоторые причудливые пушки я не придумал бы и в пьяном бреду. Я не слышу далекого чмок-чмок-чмок заряжающихся ракетометов. Я отсчитываю его про себя. Третья ракета пошла, четвертая, пятая... Что сейчас будет... Это и впрямь хорошо сработавшаяся команда. Они все стреляют одновременно. Фонтан огня. Восемнадцать ракет одновременно... да плюс еще все остальное... кольца синего света, снопы голубых игл, сгустки пламени, крутящиеся лезвия, комки ядовитозеленого геля... - Пора! - кричит Крейзи, когда Император выныривает из огненного шторма, целый и невредимый, ничуть не пострадавший, даже белокурые локоны не растрепались. Он разворачивается к чуткой команде и идет легко, быстро, словно бы пританцовывая на ходу. Все уже обговорено и просчитано. Первым вскакивает Чингиз. Он полуживой, потому и вызвался на разведку боем. Но Император не обращает на него внимания. Возможно, чужая команда и заметила нас. Но они сейчас слишком сосредоточены на Императоре. Они шли к нему долгие недели, преодолевая самую сложную игру в истории человечества. Они сражались с программами, которые не умеют думать, но зато и не промахиваются. Они дрались против людей, которые сочли их конкурентами, они прорывались сквозь ряды монстров, которыми управляли такие же люди. Теперь цель игры - перед ними. И Крейзи может сколько угодно доказывать, что "Лабиринт" воспитывает человеколюбие и терпимость. Они с ним даже согласятся, пожалуй. После игры. Залпы. Трос игроков бросаются вперед, к Императору. То ли пытаются завязать ближний бой, то ли жертвуют собой, отвлекают... Взмах руки - будто жест с трибуны. И гирлянда белых огней срывается с ладони Императора, окутывая троицу. Вопль почти не слышен за грохотом взрывов. Идиллический парк пылает, огромные бабочки, складывая крылья, падают на траву. Одна валится прямо перед моим носом и несколькими движениями зарывается в землю. Неужели запрограммировали? Или, чем черт не шутит, сами эволюционировали? - Идем! Вскакиваю, и мы бросаемся ко дворцу. Впереди - Чингиз. Мы бежим следом вчетвером - я, Крейзи, Пат и Нике. Остальные занимают позицию для обороны. Нам не справиться с Императором. Или его убьет чужая команда, или он разметет нас. Но мы пришли сюда не для того, чтобы сражаться с несуществующим врагом. Наш враг реален, и цель реальна. И группа прикрытия знает, что пришла умирать. - Вход в тронном зале, - повторяет на бегу Крейзи. - Надо уничтожить трон... это не входит в условия игры, и никто этого не делал... не менее пяти ракет... Чингиз уже ныряет в двери дворца, выскакивает обратно, машет нам - путь свободен. А Император заканчивает разбираться с чужой командой. Я слышу особенно пронзительный крик, оборачиваюсь на бегу. Император убивает игроков голыми руками. Просто хватает, встряхивает - и бросает на землю беспомощные куклы с переломанными костями. Он только что расправился с девчонкой. Как хорошо, что Неудачник, которого я вытаскивал из прежнего "Лабиринта" два года назад, так и не дошел до конца игры... Кто бы он ни был... не нужно ему видеть наши игры. Вообще-то мы хорошие. У нас просто игры дурацкие. В эту секунду начинает стрелять Падла. Что его перемкнуло - не знаю. По договоренности они должны были ждать, пока Император не расправится со всеми чужаками. Но Падла вдруг вскакивает и открывает огонь... из дохлого пистолетика, которым и обычного-то монстра сразу не свалишь... Император оборачивается, словно бы даже недоуменно. Вспышка света - будто его глаза превратились в ослепительные прожекторы. Вот он как еще умеет... Жаль, что Падла этого даже не оценит. Хакер мгновенно чернеет, секунду продолжает стоять - и под порывом ветра разлетается облачком пепла. Быстро, зрелищно и нелепо. Почему-то я был уверен - уж Падла продержится дольше нас всех! Мы уже у дверей. Пат пытается оглянуться - и я увесистым шлепком забрасываю его в двери. Нечего ему смотреть на происходящее. Вся наша команда уже палит. И остатки чужой - тоже. Мне показалось, или движения Императора несколько замедлились? Нике и Крейзи вслед за Патом исчезают в дверях. Киваю Чингизу: - Бежим... - Я остаюсь. - Ты что! - Это игра! - кричит Чингиз. - Очнись, дайвер! Ищи вход в Храм! Это все игра! Все понарошку! Иди, я дам вам лишние десять секунд! Хлопаю его по плечу и заскакиваю в двери. Он прав. А я, дурак, заигрался. Длинный коридор аскетически холоден. Барельефы па стенах - какие-то причудливые гербы. Товарищи нетерпеливо поджидают меня. - Ты знаешь, где тронный зал? - спрашиваю я Крейзи. Тот лишь молча кивает, и мы устремляемся вперед. - Ребята Императору всыпят! - без особой уверенности заявляет Пат. Ракетомет он держит в руках, будто ожидая встретить впереди засаду. Зря. Крейзи говорил, что во дворце никого больше не будет... - Мне Падла говорил, у всех монстров есть уязвимая точка, он ее найдет... Круглая комната в конце коридора. Дик шарит по стене, нажимает неприметную кнопку, и только после этого я понимаю, что комната - лифт. Медленно и торжественно поднимаемся вверх. - Может, не стоило так сразу в него палить? - спрашиваю я, пытаясь отдышаться. - А, Дик? Поговорить о мире и о любви, перевоспитать... Крейзи вяло улыбается. Он что-то слишком бледен И время от времени касается левой стороны груди. - Не поговоришь с ним... он не умеет. В Императора эта возможность не закладывалась, чисто боевая программа... - Зря, упущение... А как насчет слабых точек? - Тыльная сторона голеней, - абсолютно серьезно отвечает Крейзи. - Височные кости. Что-то еще... да бесполезно это. Даже у той команды было слишком слабое вооружение. А уж нам... Лифт останавливается. - Тронный зал, приехали, - облегченно произносит Крейзи. Мы выскакиваем в обширное ромбовидное помещение. Тоже все без затей, строго и монументально. Лишь трон в дальнем углу ромба впечатляет - внушительных размеров сооружение из сверкающего серебристого металла. И два охранника у трона! Они нас не ожидают. Наверное, еще никто не пытался прорваться внутрь дворца, ведь целью игры это не является. Первым стреляет Пат, и рептилия разлетается кровавыми клочьями. Улиткообразный монстр медлит несколько секунд, прежде чем откидывает голову и плюет в нас ядовитой зеленой слюной. Плевок не долетает. Шипит и испаряется на мраморных плитах пола. - Тоже мне, сэр Макс недоделанный, - презрительно говорит Пат, стреляя второй раз. Улитка ловко уворачивается, и тогда начинает стрелять Нике. Ее игольчатый пулемет превращает монстра в дергающееся решето. - Мечта совкового интеллигента, - поглядывая на Пата, говорит Нике. - Харкнуть во врага, и чтобы помер... может, тут наши программисты руку приложили? Молодчина, Пат! Лифт за нашей спиной дергается и уходит вниз. - Чингиз? - робко спрашивает Пат. - И не надейся. - Крейзи кивает на трон. - Пять ракет, живо! Мы с Патом стреляем одновременно. Две. Четыре. Шесть. С запасом... Металлическая конструкция будто взрывается изнутри. Разваливается, расходясь лепестками почерневшего металла. И в центре этого цветка - багрово-красное, дрожащее, пленительное сияние. - Живо! Крейзи и Нике бросаются к входу, а вот Пат тормозит, с надеждой глядя на лифт. Тот уже идет вверх. Я хватаю мальчишку в охапку и волоку к разваленному трону. - Там Чингиз и Падла! - упрямо вопит Пат. - Они все давно мертвы! - без лишних сантиментов отвечаю я и швыряю Пата в сияние входа. Он исчезает, как исчезли перед ним Нике и Крейзи. Прыгая следом, я оглядываюсь на лифт. И успеваю заметить белокурые волосы, под которыми наливаются обжигающим светом голубые глаза. Поздно, дружок. Темно. Серый туман. Подо мной ворочается Пат, я слегка придавил его в падении. - Леонид? Крейзи помогает мне встать, криво улыбается: - Ну вот, считай, прорвались... Вокруг - туманное ничто. Лишь плотный грунт под ногами, лишь мы четверо. И туман. Дежа вю в чистом виде. - Что это? - спрашиваю я, поднимая Пата. Тот возмущенно сопит, отряхивается. - Это - пауза, - отвечает Крейзи. - Сейчас Храму нужно время для сборки. Ничего, теперь все в порядке... - А войти? Ты говорил о каком-то тесте для дайверов. Крейзи кивает: - Да. Ну, на самом-то деле все очень просто, Леонид. Пройдем. Вдвоем, но пройдем... Я смотрю на Нике. Пулемет она по-прежнему держит на изготовку. И я тоже не спускаю палец с курка. - Положи оружие, Нике, - говорю я. У нее сильный взгляд. Очень сильный и собранный - Ты уверен, Стрелок? - Конечно. Я не хочу, чтобы тебе пришла в голову мысль пройти в Храм одной. - Леня, успокойся, - быстро говорит Крейзи. - Войти сможет лишь дайвер... Нике слабо улыбается. - Дик, очнись, - только и говорю я. - Вспомни, как она спускалась по канату. Она дайвер, Крейзи! Такой же дайвер, как я или ты! Нике наклоняется, кладет оружие на землю. Поднимает руки: - Ребята, я не собираюсь в вас стрелять. У нас одна цель... Я вижу, как расширяются глаза Пата, как его начинает бить дрожь. И понимаю, о чем он подумал. Да, неприятно, наверное. Уже считать ее другом, а может быть, слегка по-детски влюбиться... И понять, что другом был враг. Темный Дайвер. - Вы все ошибаетесь... - тихо говорит Нике. Крейзи сегодня тугодум. Но вот и он нацеливает свою винтовку на девушку. - Ты дайвер, - говорю я. - Да. Как и вы двое. И что? Это основание меня убить? Тогда убивайте. Мы переглядываемся, и тут я слышу рядом знакомое "чмок"... Успеваю вывернуть ствол ракетомета, и пушенная Патом ракета уходит в туман. - Прекрати! - Она мой комп пожгла! - со слезами кричит Пат. - Она, она... Не комп ему сейчас жалко. Он самого себя готов сейчас расстрелять, свою симпатию к Нике, благодарность за помощь, привязанность... те минуты, когда он висел на ней, обмирая одновременно от высоты и от женского тела под руками... - Пат, не спеши с действиями, никогда не спеши... - говорю я. В этот миг все переворачивается. Проблеск света - туман расходится. И среди нас появляется Император. Он медлит долго, очень долго, словно порожден не программой, в которую заложено было лишь убивать. Осматривается, совсем по-человечески поворачивая голову. А Крейзи Тоссер с остановившимся взглядом отступает на шаг. Этого не может быть, очевидно? Нике уже наклоняется за оружием, она за спиной Императора, и тот ее не видит. Но на это нужно время. _Глубина-глубина, я не твой..._ Я дернулся, нашарил на столе мышь. Движения, которые отслеживаются комбинезоном, - это удобнее. Но мышь все равно быстрее. - Кто вы? - ровным голосом спросил Император, который не умел говорить. И Крейзи Тоссер нажал на спуск. Лезвия вылетели из винтовки серебристой лентой и мгновенно отсекли неуязвимому Императору левую руку. Либо он прорвался к нам почти мертвым... либо был неуязвим лишь на своей территории. Впрочем, его боевые способности сохранились. Вспышка. Крейзи на глазах чернеет, потом винтовка, целая и невредимая, падает из рассыпавшихся пеплом рук. Пат, я тебе говорил, что никогда нельзя спешить с действиями... так вот, я ошибся... Перекрестье прицела - на висок... Император будто почувствовал - рывком сместился в сторону, схватил уцелевшей рукой Пата и заслонился мальчишкой. Из обрубка хлестала кровь, лицо Императора стремительно белело. Самообучающаяся программа? - Кто я? - спросил Император. И я понял, что сейчас нервы не выдержат у меня. Мы слишком заигрались с _глубиной_. Мы делаем интерфейсы, которые приноравливаются к хозяину. Мы создаем программных слуг, которые обучаются лучше живых людей. Чем может стать программа, которая день за днем убивает и которую убивают? Программа, которая работает непрерывно, подтягивая на себя, по мере надобности, огромные ресурсы сети? Программа, которая обязана соответствовать любой новой тактике и стратегии противника, которая должна адекватно оценивать человеческие реакции, слышать и понимать разговоры, наносить удары не просто грамотные и точные. но еще и психологически устрашающие? - Стреляй, Леня! - закричал Пат. Была ли заложена в "Императора" возможность взятия заложников? А возможность мирных переговоров? - Стреляй! Я смотрел на экран и видел, как наливаются светом глаза Императора. Нарисованный Пат в руке нарисованного Императора, нарисованная кровь струится из нарисованной раны. Сейчас они оба одинаково нереальны, одинаково мультяшны. Что кукла, которой управляет находящийся в дип-гипнозе мальчик, что кукла, которая создана программой. Не веди переговоров с террористами... Я нажал спуск. Взрыв откинул меня в сторону. Костюм чуть сжался, изображая удар от падения. deep Ввод. Радуга в сером тумане... Встаю, сжимая ракетомет. Кажется, там уже нет зарядов... нет, один еще есть... Останки Императора и Пата равномерно раскиданы вокруг. Меня начинает подташнивать. - Леонид... Я поворачиваюсь и смотрю на Нике. Ей тоже досталось от взрыва. Она стоит на коленях, и оружие в ее руках смотрит на меня. - Ты все правильно сделал, - говорит девушка. - Пат умница, он правильно сказал. Это все - неправда. Это игра. Это _глубина_. Они умерли не взаправду. Важно чтобы кто-то прошел в Храм. Все это понимали. - И кто же пройдет в Храм? - спрашиваю я. Мой палец тоже на спуске ракетомета. Кто из нас умрет быстрее, если мы выстрелим одновременно? И сколько шансов у меня, если я выстрелю первым? - Разве это важно? - А что тогда важно? - Получить письмо. Выяснить, что Дибенко прячет от мира. - Это важно для меня, - говорю я. - Пройти в Храм. Нике кивает: - Да, Стрелок. Я понимаю. Но ты ведь уже пытался это сделать... - Кто ты? - спрашиваю я. - Кто ты, Нике? Она молчит, потом чуть улыбается и качает головой: - Пока ты не поймешь сам... - Я пройду! - говорю я. И нажимаю спуск. У Нике есть полсекунды, пока последняя ракета уходит в ствол, и еще полсекунды, пока она преодолевает разделяющие нас пять метров. Вполне достаточно, чтобы превратить меня в решето! Вот только она не стреляет! - Нет! - кричу я, когда огненный фонтан вспыхивает в тумане. Но даже в _глубине_ не все можно отыграть назад. Я стою один в туманном море, рядом с горсткой пепла - останками Крейзи Тоссера, рядом с кровавыми клочьями - телами людей и программы-императора. Один. Почему-то всегда в конце оказываешься один. Я кидаю,ракетомет на землю. Теперь он мне точно не нужен. Я знаю, что должен сделать, но не знаю как. Может быть, знал Крейзи. Но его нет рядом. Я делаю шаг - и поле боя будто утягивает из-под ног, я вновь наедине с туманом и темнотой. Наедине со своим самым страшным сном. Шаг, другой. Вначале всегда приходится делать шаги наугад. И когда видишь свет вдали - можно сколько угодно ободрять себя, что выбрал правильное направление. Но я-то знаю - я не мог его не увидеть. Куда бы ни пошел. 101 _Глубина_ - это несколько больше, чем кажется на первый взгляд. Да, основа проста и понятна. Трехмерные миры, соединенные в виртуальный город Диптаун. Возможность перемещаться, говорить, действовать - используя или дорогие виртуальные комбинезоны и шлемы, или обычную клавиатуру и мышь. Дип-программа все равно сведет отличия к минимуму, заставит поверить, что ты не давишь на курсорные клавиши, а идешь по реальному миру. Она главная волшебница виртуального мира, дип-программа. Но есть что-то еще. Что-то большее, позволяющее видеть ошибки в чужих программах, как незапертые двери и покосившиеся заборы. Что-то, дающее дайверам возможность выходить из _глубины_ в любой момент - когда для остальных это недоступно. Два года назад мне показалось, что я достиг новых границ. Я вошел в _глубину_, вообще не пользуясь компьютером. Я научился проходить сквозь любые стены. Я смог делать в _глубине_ все - все, что только мог пожелать. Жалко, что сны кончаются. Это был дип-психоз. Всего-навсего. Я придумал свои особые возможности, вообразил себя суперменом виртуального мира. Как говорит Вика - "гиперкомпенсация". Что ж, я привык жить и с дип-психозом. Тем более что время дайверов кончилось... Конечно, что-то все-таки было. Неудачник не приснился мне. И пока он оставался в _глубине_, я и впрямь был способен на маленькие чудеса. Вот только я светил его отраженным светом... кто бы он ни был, пришелец с далеких звезд, порождение сетевого разума, путешественник во времени - все было в нем. Вся сила, все чудеса, все подвиги и приключения. Он ушел, и я остался самим собой. Бывшим дайвером. Подлинным неудачником. Но почему же тогда я стою перед мостом, который месяцами видел во снах? Перед мостом, ведущим в Храм Дайвера-в-Глубине? Нитяным мостом, по которому мне не дано пройти... Есть он или нет - этот мост? Что со мной - новый приступ, галлюцинации, невозможное совпадение? Или все-таки вернулось что-то из прошлого? Не знаю. Левая стена - синий лед. Правая стена - алый огонь. Я так долго пытался пройти между ними, я испробовал все, что мог придумать! А там, в конце каньона из огня и льда, - искорка живого теплого света. Там Храм. Кусочек ушедшего прошлого. Ответ на будущие вопросы. Я должен пройти. Обязан. Второй попытки не будет. Касаюсь нити подошвой. Она натянута как струна, тонкая линия между правдой и ложью, мост между добром и злом, проводник из прошлого в будущее... Ответ где-то рядом. "Все очень просто", - сказал Крейзи. Любой дайвер должен догадаться, в чем загвоздка. Это не коварная ловушка, не капкан для врага. Просто тест, сортирующий своих и чужих. Я свой... я свой и, значит, я должен понять... Левая стена убивает медленно и постепенно. Стоит лишь схватиться - в поисках опоры, в надежде предотвратить падение. Холод сковывает руки, холод доползает до сердца, холод замораживает твою кровь. Не хочу льда! Правая стена добрее. Вспышка, и даже не успеваешь почувствовать боль. Огненная купель. Щедрое пламя. Свобода быть пеплом. Не хочу огня! Все очень просто, все обязано быть простым. Мне не поможет выход из _глубины_, то, что приходит в голову дайвера в первую очередь. Я пробовал. Мост исчезает, остается лишь огонь и лед. Что же вы придумали, ребята? Что я должен понять, стоя перед мостом, выстроенным поперек бездонной пропасти? Нет. Начнем от противного... Что я не могу понять? Что я утратил, получив свой дип-психоз? Возможность видеть дыры в чужих программах? Да нет, это утратили все, и строители Храма в том числе... Контакт с реальностью? Нет. Я могу выйти из _глубины_ - в любой момент. Я просто разлюбил это делать. Я перестал верить в нереальность _глубины_. Я готов считать ее подлинной жизнью. Она заменила мне все, или почти все. А _глубина_ все-таки лишь отражение мира. В сверкающие небоскребы и роскошные дворцы вложено слишком мало труда. В сказочных садах и парках стоит слишком хорошая погода. На нарисованных лицах редко встретишь живые глаза. _Глубина_ - игрушка в наших руках. И добрая, и злая, и просто равнодушная. Этот серый туман, этот огонь и лед, эта нить через пропасть - выдумка. Рисунок на экране. И бездонная пропасть под ногами - фикция. Придуманные страхи. Я делаю шаг - маленький шаг вперед, встаю одной ногой на струну, а другой еще остаюсь на надежной и твердой земле. Я должен дойти. Это не в человеческих силах, километровый путь по тонкой, вздрагивающей нити. И способности дайвера ничего не дадут - мост растает под ногами. Не надо ждать, пока исчезнет мост. Не надо тянуть, пока кончатся силы. - _Глубина_... - говорю я, делая шаг. - _Глубина_, ты моя. Ты ничто без нас, _глубина_... И я шагаю мимо нити. В пропасть. В ничто. Левая стена - синий лед, правая стена - алый огонь... Ветер бьет мне в лицо, одновременно обжигающий и холодный. Так хочется коснуться - чего угодно, огня или льда! Прервать падение, закончить этот бесконечный полет! И это станет поражением, как в прошлый, как в позапрошлый раз... Я теряю чувство направления. Остаются лишь две плоскости, огненная и ледяная, между которыми я падаю... Или лечу. Это как посмотреть. Крошечный теплый огонек - далеко-далеко. К нему вел мост, по которому невозможно пройти. Но мне не нужны мосты. Я не падаю. Я так летаю. Каждый летает, как умеет. Надо отрешиться от всего. От "Лабиринта Смерти", который мы прошли. Даже от Императора, от тупой программы, вдруг спросившей "Кто я?" Все это теперь не важно. Все это вторично, все это обречено, если умрет сама _глубина_. Ничего не было. И я не падал с обрыва. Я лечу. Лечу как умею, между двумя плоскостями, прикосновение к любой из которых одинаково смертельно. У меня есть ориентир. Теплая искорка света в вечной тьме... Там - всё. Там каждый из нас, бывших дайверов. И быть может, даже ключ к нашей общей беде - там... Так трудно заставить себя поверить в полет. Забыть все. Сказать, что не было моста, и не было шага навстречу бездне... Развернуть пространство, раскинуть руки. И отдаться полету. Огонь - подо мной. Клокочущее, вечно голодное огненное море. Лед - сверху. Потолок, который не пробить, цепкий ледяной потолок. Мне хочется, чтобы было именно так. А свет - впереди. Не снизу, не сверху, именно - впереди. Отрешиться от всего. Повернуть мир так, как хочется. Заставить его быть послушным. Где земля, где небо, на чем удобнее стоять - каждый решает сам. Испокон веков. Еще не было _глубины_, еще не было первых компьютеров, были только пещеры и робкие лепестки украденного огня. И право вертеть мир вокруг себя. Наверное, те, кто не разучился, и стали дайверами. И этого у нас не отнять никогда. Никакому дип-психозу, никаким потерям. Даже когда уходит то, что давало нам силу. Хватит одной слепой веры, хватит памяти, что была эта странная сила - крутить мир вокруг себя... И свет будет становиться все ближе... Все действительно просто, Крейзи Тоссер прав. Надо сделать шаг в пропасть, которая для тебя - настоящая. Сделать шаг, не убегая от _глубины_, не прячась за холодным стеклом монитора. Да, мы можем уйти из виртуальности в любой момент. Это наш дар. Потому только так и можно пройти в Храм Дайвера-в-Глубине. Отказавшись от себя самого. Ощущая не телом, не взглядом, не слухом, а рвущейся в ужасе душой, этот бесконечный полет. И не касаясь стен... И наградой станет далекий теплый свет, которого не достичь никак иначе... Я что-то кричу. Не знаю что, не слышу своих собственных слов. И пускай - я сам не хочу их слышать, Как жаль, что пропасть была такая короткая! Почему-то я знаю, что теперь уже можно все Можно сказать "_глубина-глубина, я не твой!_" Можно посмотреть на экран - и понять, как был реализован этот проход. Но я не хочу. Теперь уже - не хочу. Стены внизу, такие жалкие и смешные стены огня и льда. Туман. И край пропасти, мягко бьющий в ноги И Храм Дайвера-в-Глубине, в который я шел так долго... задолго до того, как узнал, что он построен. Я смотрю на него и начинаю смеяться. Тихо-тихо. Он возникает на моих глазах. Сгущается туман, плотнеет, превращаясь из белого молока в белый камень. Все прочнее и надежнее, все реальнее, все узнаваемее. Как это могло случиться? Ну не было его три года назад в природе! Дайверы только-только начали искать друг друга и встречаться в маленьком неприметном ресторанчике. Витала в воздухе идея клуба, но всем было лень ею заниматься. Не мог три года назад хакер Берд увидеть Храм! И уж тем более не привлекли бы для проверки защиты стороннего человека, нашли бы своего специалиста. Разыгрывали меня в баре хакеры, фантазировали, развлекались, сочиняли на ходу красивые сказки! Вот только она вырастает передо мной - белая башня, высотой в десятиэтажный дом... увенчанная хрустальным рифленым шаром. Где правда, где ложь... и по каким законам наши фантазии и розыгрыши перерастают в правду, порой забавную, порой жутковатую... Иду к башне. Сейчас оживают тысячи серверов по всей планете. На каждом из них был крошечный фрагмент Храма... и все это пряталось, дублировалось, перекрывалось, копировалось, жило своей тайной незримой жизнью, ожидая лишь сигнала. Храм дождался. Начинает рассеиваться туман. Какое-то время все еще смутно и неясно. Но вот вокруг начинают проступать деревья. Понятно. Храм выбрал для себя место на самой окраине Диптауна, в лесном кольце, которое отделяет основной город от нескольких полуизолированных анклавов. Где-то здесь мы с Ромкой уходили от преследования, хакнув "Аль-Кабар"... Я найду того, кто послал тебя на. смерть, Ромка. Уже скоро. Потерпи... тебе ведь теперь проще терпеть... Когда я подхожу к башне, она окончательно обретает реальность. Стены - из белого мрамора, узкие окна-бойницы, закрытые поверх стекла решетками. И одна-единственная дверь, массивная, могучая, из полированного светлого дерева. Бронзовое кольцо вместо ручки. А дальше? Как попасть внутрь? Касаюсь кольца - и дверь мягко открывается. Что ж... раз я прошел через мост, значит, вправе войти... Я изменился и сам. Даже не заметив, в какой момент. Вместо военной формы - на мне одежда Стрелка. Вот и прекрасно. Ненавижу форму. Еще раз оглядываюсь и вижу, сквозь последние клочья тающего тумана, тусклый алый свет и холодный синий блеск. Прощай, мой долгий и страшный сон. Прощай. Я вхожу - и в этот миг в кармане Стрелка оживает пейджер. Пронзительные, заливистые трели, осторожный стук... как на кого было настроено. В пространстве "Лабиринта" он не работал, они перекрывают почти все пути. Значит, я и впрямь уже в обычном мире Диптауна. Так... Чингиз, Падла, Пат, Маньяк, Маг... Только Крейзи Тоссеру хватает терпения не искать меня первому. Подношу пейджер к губам, включаю передачу на Маньяка. - Шурка, я дошел. Все нормально. Передай всем, все уже хорошо, и... и дайте мне немного побыть одному. Все, хватит. Включаю на пейджере режим "Не беспокоить!", прячу его в карман. И осматриваюсь. Небольшой круглый зал, метров шести-семи в диаметре. Он занимает весь цоколь башни. Стены изнутри такие же, из белого полированного камня. Кое-где на чистеньком паркетном полу разбросаны маленькие подушки... на полу, что ли, полагается сидеть... В центре зала - деревянная винтовая лестница, уходящая в круглое отверстие в потолке. Все очень просто и строго. Камень и дерево. Да что ж они так возились с Храмом? Я сделал бы такой дизайн за сутки. Подхожу к лестнице. Касаюсь перил, прохладного гладкого дерева. Поднимаюсь на ступеньку, оглядываюсь, будто хочу увидеть хоть что-нибудь необычное... Ничего. Что ж. Пойдем вверх. Поднимаюсь на второй этаж башни. Стены каменные. Одна дверь. И фрески - фрески, спиралью тянущиеся вдоль лестницы... Вот этого я бы не смог сделать за сутки. Вообще бы не сумел. Первая фреска - серый, клубящийся туман. Лишь кое-где в нем проглядывают здания - маленькие, невзрачные, однообразные. И руки - руки, тянущиеся вверх из тумана, и лица - полуразмытые контуры лиц... Шаг вверх. Следующая фреска. Туман почти рассеялся. Здания растут, город ширится. Неуклюжие фигуры на улицах, машины... Шаг. Теперь в городе можно узнать Диптаун. Немыслимые небоскребы, пышные дворцы, террасы и каналы, сады и площади, пестрая толпа, всполохи реклам, расчертившие небо... Шаг. Я перед дверью. Медлю секунду, но все-таки открываю ее. И замираю на пороге. Это очень похоже на парк Императора из последнего этапа "Лабиринта". Только нет давящего ощущения угрозы. Я почти уверен, что этот парк бесконечен, можно выйти в него - и блуждать годами. Тропинки будут стлаться под ногами, солнце светить с безоблачного неба, плескать рыба в озерах, петь на деревьях птицы. Иногда будет идти дождь, иногда - налетать ветер... Нагибаюсь, срываю травинку... и чувствую легкий стыд. Будто намалевал на скале масляными красками "Леня был тута..." Тут хорошо. Тут очень хорошо. Я бы добавил "как в детстве". Но в детстве тоже бывает по-всякому. Закрываю дверь, ловя на лице непрошеную улыбку. Я сюда еще вернусь, мне бы только выбрать день... Шаг - и следующая фреска. Водоворот. И выныривающий человек, выгребающий одной рукой, а другой волочащий за собой чье-то безвольное тело. Легендарный первый дайвер... настолько легендарный что мы так и не узнали его имени. Есть очень серьезные основания полагать, что им был Тейлор, ходячая насмешка над английской пунктуальностью, человек, который не вел логов... Наверное, потому он изображен со спины. Шаг - и фреска. А, это знаменитый взлом "Микрософта"! Если Антонио, которого все звали просто Проныра, не врет, он действительно увидел дыру в защите в виде расшатанного штакетника, которым прикрыли неприступную каменную стену... Ничего он там и не взял, если честно. Кроме автографа у Билла Гейтса. Шаг. Фреска. Да, Богомил, загадочный болгарин, про которого подлинно ничего и никому не было известно, и впрямь поставил свое дело на серьезную основу. Может быть, этот хак стал его последним хаком по очень печальным причинам. А может быть, он просто лег на дно, наплевав и на _глубину_, и на свои способности дайвера? Того, что он унес из банка, должно было хватить и ему, и детям его, и даже внукам. Но чувство юмора у него было своеобразное... ну зачем иначе, скажите на милость, грабить швейцарский банк в костюме Вильгельма Телля? Фреска. Это кто-то из наших, из русских. Надо же, забыл имя... А саму историю со спасением заигравшегося в какую-то игру мальчишки - помню. Его родители уехали на неделю, не отключив перед этим сеть. Паренька вытащили через трое суток, полуживого... Фреска... Фреска... Фреска... Все мы здесь. Каждый по разу. Без разбора сил и известности, без деления поступков на плохие и хорошие. Ни убавить, ни прибавить, всякое случалось. У каждого было что-то, ставшее его визитной карточкой. фрески и ступени. Ступени и двери. Я поднимаюсь этаж за этажом, рассматривая каждую картину, заглядывая в каждую дверь... Конечно, зачем было делать Храм большим, когда существуют пространства в пространствах? Бесконечный сад и огромные, гулкие лабиринты коридоров и залов... Светлый, пронизанный солнцем, ресторан на вершине горы. Стены из хрусталя и серебра. Надпись "Олимп" на столовых приборах вполне уместна... Речная излучина, в вечернем тумане... дремлющая у берега маленькая яхта... Облачная пена, густая и упругая. Хочешь походить по небу? Я вдруг понимаю, что завидую строителям Храма. Завидую безмерно, слепо, с острой ненавистью к себе, идиоту, строившему маленький реальный мирок... так и не сумевшему его толком построить.... и не вложившему ни капли труда в этот затерянный в _глубине_ Храм... Бегство никогда не бывает окончательным выходом. Куда бы ты ни бежал - ты всегда бежишь от себя. Фрески. Двери. Лица. Поступки. Все здесь есть. Ничего не забыто. Можно спорить, чем больше